OurSous
Жена металлиста: в правой руке лолли-поп, а в левой - "коза".)
Люблю барокко и рококо, причём поздние, пышные, императорские. К нам барокко пришёл достаточно поздно, даже прекрасный Зимний в своём окончательном варианте, сохранившемся до наших дней, уже запоздал и для 1762 года был староват по европейской моде. Россия миновала европейский Ренессанс, и когда в Европе уже давным-давно вернулись к мирским ценностям и даже излишествам, на Руси по-прежнему были цари, крестьяне, домострой и скромное уникальное искусство. К слову, отвлекаясь от архитектуры, напомню, что до 18 века кроме иконописания в России не было изобразительного искусства как такового.
Когда же Россия прорубилась в Европу через своё окно и показала свои богатства, имперские амбиции и силу, внезапно выйдя на мировую арену в политике и культуре, она начала следовать европейской моде: говорить по-французски или немецки, строить подобие Версаля и даже превосходить его, учиться науке и искусству на западе. Но тогда Россия ещё только училась, и если Петергоф, будучи перестроенным в стиле зрелого барокко в конце 1740-х годов ещё успевал за модными тенденциями, то Зимний, увы, нет. К тому времени в Европе проснулось Просвещение, и от пресыщения и наслаждения жизнью культурная мысль перешла к образованию, рациональности и... политике. Общественный договор, естественное право...
Конечно же, мы тоже рванулись в Просвещение. Не углубляясь в тонкости отношений Екатеринины II с Руссо и последователями просветительства в России, я просто напомню, что в ту эпоху появились и оказали огромное влияние на европейскую культуру Вольтер и Дидро, а в России - Фонвизин, Новиков, Крылов, Радищев. И хотя до декабрьского восстания было ещё далеко, философия общества уже двинулась в другую строну. К этому добавились территориальные и военные амбиции Российской империи - и классицизм утвердился как основа культуры того периода. В общем-то, от строгого и сдержанного петровского барокко было не так уж и сложно перейти к рациональному классицистическому стилю. Но несмотря на разнообразие его ордеров, обращение к античности, появившийся позже ампир и распространение из Петербурга повсюду (не даром же в Хельсинки мы чувствуем себя как дома), я так и не смогла его полюбить. Хотя эпоха, безусловна, была великая.
После классицизма и декабристов пришла эклектика - смешение стилей. Тон, Быковский и Штакеншнейдер строят здания согласно их назначению, пытаются создать национальный стиль, стили же предыдущих эпох при этом смешиваются, образуя новые декоративные формы, не изменяя конструкцию зданий. С этого времени крупные архитекторы активно работают не только в Петербурге, но и в Москве. В литературе на смену Пушкину и Грибоедову приходят Лермонтов, Герцен, Гоголь. Начинается расслоение на различные литературные жанры и стили, которого почти не было раньше, поиски уникального, но в целом XIX век невесел. В Кишинёве мои одноклассники как-то пожаловались учителю литературы, что в текущем семестре всё печально и скучно - сплошь вязкие, тягучие социально-философские произведения с печальным концом, развратом, смертями и самоубийствами.
Во второй половине XIX века эта тенденция продолжилась: Тургенев, Фет, Островский, Достоевский, Чернышевский, Толстой, Чехов... Россия шла примерно в ногу со временем, мы доказали всему миру своё существование и потенциал, нас изучили и приняли, мы были гарантом мира или инициатором военных действий во многих регионах Европы, начали, наконец, осваивать и развивать давным-давно захваченную Сибирь и Дальний Восток. Отмена крепостного права привела к укрупнению городов и появлению доходных домов (в дальнейшем превратившихся в коммуналки), чувству потерянности всех социальных слоёв. Однако, в архитектуре продолжается интересная и разнообразная эклектика, превращающая каждое здание в уникальное произведение искусства и заставляющая подолгу разглядывать каждый элемент на нём. Даже печальные жёлтые дома с ужасной начинкой прекрасны снаружи.
Дальше Россия вновь вырывается вперёд. Появляется рабочий класс, один за другим вырастают заводы, повышаются темпы экономического и промышленного роста, государственный бюджет увеличился более чем в два раза и превосходил бюджеты Англии, Франции и Германии, строится Сибирская железная дорога, женщины получали высшее образование, активно идёт индустриализация и вторая НТР... Но такие достижения уже не вязались с прошлой Россией. Интеллигенция склонна к уединению на дачах Крестовского острова, литературой правят декаданс, мысли и направления вспыхивают и погибают через несколько лет, Россия не знает, как ей жить дальше и не может найти ответа. Она слишком непохожа на Европу, Бердяев упорно доказывает существование особого, русского, пути, но и своим собственным путём идти не удаётся - нет больше крестьян и помещиков, есть чахнущая интеллигенция (в будущем буржуазия) и набирающие силу рабочие. Серебряный век раскололся на множество течений и не прожил и двух десятилетий, реализм того времени представляли Чехов, Бунин, Толстой, Андреев, Горький... ни один не предложил решения, ни один не видел светлого будущего. Напомню, что Серебряный век - уникальное литературное и культурное явление, имевшее место только в России, а иностранцам его и сейчас изучать и понимать сложно, т.к. перевести ту же Ахматову на иностранный язык без потерь практически невозможно.
В архитектуре всё не так печально. Для архитекторов открылись новые возможности с появлением металлических конструкций. Огромные витрины первых этажей, над которыми строились жилые помещения, потолки высотой в десятки метров, металлические арки вокзалов... Модерн пришёл изунтри зданий, от их функциональной насыщенности и элементов интерьера - к экстерьерам. Направлений этого стиля так же много, как направлений поэзии Серебряного века.
Сейчас к модерну относятся по-разному: кто-то восхищается и наслаждается им, как я, кто-то считает его упадком в искусстве. Но разве кто-нибудь может представить себе Петербург без дома компании "Зингер" на Невском (ныне Дом Книги), Елисеевского магазина (к слову, надо бы посетить его после реставрации и открытия), Витебского вокзала?.. Для меня же не менее ценны Каменноостровский проспект, Каменный остров, буддийский дацан, исламская мечеть и дом Лидваля рядом с ней. По собственным соображениям. В Москве модерн тоже прекрасен, только я плохо знаю столичную историю и не смогу назвать ни одного здания в каком бы то ни было стиле.

А потом случилось непоправимое. Появление партий, в том числе революционно настроенных, поражение в русско-японской войне с потерей территорий, первая русская революция и появление Парламента, присоединение к Антанте, Первая мировая война и... 1917 год.
Не углубляясь в политику того времени и нюансы гражданской войны, вернусь к социально-культурной стороне жизни. В то время индустриализация была паровозом рабоче-крестьянской России, нёсшимся вперёд. Вместе с Лениным, Горьким и Маяковским ковалось новое будущее, культура сбрасывала прошлое пароходами, а то, что оставалось, уже не было актуальным. Революции хотели почти все, но все видели её по-разному. В итоге же победила сила, разрушительная, накопившаяся и сдерживаемая десятилетиями, не знавшая эстетики, но готовая на любые подвиги.
В архитекруте появились совершенно новые, немыслимые ранее формы, генеральные планы застройки Москвы, новой столицы новой же России, ещё до середины XX века заполнялись грандиозными, но жуткими по своему внешнему виду и смыслу строениями. Самое святое - Московский кремль - так и не смог избежать надругательства, и даже сейчас храмы на территории кремля вызывают удивление больше, чем Дворец съездов или Большой Кремлёвский дворец.
И сталинскую застройку южной части Петербурга я тоже не люблю: колонны, но не вычурные и эстетичные, а мощные, напоминающие больше решётку, серые или грязного цвета стены, непропорциональная высота помещений, массивность зданий, нависающих над проезжей частью, символы власти советов... Не по мне это всё.

Но некоторые сооружения того времени, не изуродовавшие своим появлением практически ничего, приводят меня в дикий восторг. Как, например, гений инженерной мысли того времени, гиперболоидная башня Шухова (к слову, построенная по патенту ещё Российской империи 1896 года) 1920-1922гг. Уникальная, абсолютно новая, гениальная, металлическая, лаконичная, но кроме того и функциональная, несущая прогресс в дома новой России со скоростью радио, а затем и телевидения, первая в мире, символ государственного телевидения до сих пор, получившая признание во всём мире... Ну и что, что Телецентр теперь расположен у Останкинской башни? Башня как башня, каких полным-полно, всё-таки с Шуховской ей не сравниться.

И хотя именно Шуховский гиперболоид заставил меня написать такой большой пост о моём отношении к архитектуре и культуре России, скажу ещё пару слов о будущем. В Москве строится Хрустальный остров по проекту Нормана Фостера, вызывающий споры. Честно говоря, как это ни банально, когда речь идёт о двух столицах, но я хотела бы, чтобы это сооружение реализовалось. Мы снова отстаём от всего мира, лелея крохи прошлого. Мировыми центрами экономики и туризма являются вовсе не старинные пятиэтажные города, а стекло-бетонные монстры с небоскрёбами и смелыми архитектурными решениями. Сидней, Дубаи, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Гонконг, Токио, Мумбаи, Сеул, Бангкок, Сингапур... При том, что Москва находится на 7 месте по численности населения, а многие из перечисленных городов сильно отстают от неё и даже от Петербурга (36 место), они именно они всё-таки ассоциируются у нас с высоким уровнем развития, и зачастую стремительным. Пока мы будем сидеть в своей песочнице и лепить куличики, вокруг будут вырастать гиганты в человеческий рост из переплавленного песка.
Другое дело, что подобного развития мне не хотелось бы в Петербурге. Я не против Газпром Сити в принципе, но принципиально против Охта-центра. По многим причинам. Да, мне жалко мой старый город, я не представляю, какие транспортные коллапсы происходили бы там постоянно, и я не хочу видеть эту башню ориентиром на центр города. Пусть центр будет Старым Городом, а вот Лахта-центр - это хорошая альтернатива бизнес-центра города. К тому же, большая прилегающая зелёная территория, неизбежное развитие транспортной системы в этом районе города, а также привлекательный вид с залива не могут не вызвать у меня одобрение этого проекта.)

Под кат ничего убирать не буду - из песни слова не выкинешь, а также надеюсь, что мои собственные знания, полученные честным трудом в универститете и разбавленные собственным мнением и восприятием материала, не будут использованы в корыстных целях, например, гражданами учащимися. Для этого есть Википедия, не знающая авторского права.)

@музыка: Paramore - That's What You Get

@темы: эго, учёба, новости, Россия